МБОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов

с. Тербуны 

Тербунского муниципального района Липецкой области



Меню сайта
Категории
Об электронных ресурсах [5]
Публичный доклад [0]
Символика [3]
Результаты Олимпиад [1]
Музей [10]
Пионерское движение [3]
Результаты учебной деятельности [4]
  • Республика Утро
  • Публичный Доклад
  • Друзья сайта
  • Школы России
  • ФИППИ
  • Федеральный общеобразовательный портал
  • Информацтонная поддержка ЕГЭ
  • Клякс@.net
  • Разработка программы повышения квалификации, ускоренная реализация обучающих программ.
    Пропаганда инновационных разработок, методические семинары, поощрение тех учителей, которые внедряют инновации.
    Программа инновационного проекта  "Личностно-орентированный подход в обучении и воспитании с использованием информационных технологий".
     
    Введение.
     Суть предлагаемого инновационного проекта
    можно выразить фразой:
    «Не догонять прошлое, а создавать будущее»
    Ключевые слова: высокотехнологичная информационная среда, проблемы информатизации, информационные и коммуникационные технологии, индивидуализация образовательного процесса, дистанционное обучение, модули-подпроекты, электронный дневник, электронный журнал, интерактивная доска, инновационные продукты для внедрения в школьное образование.
     Инновационный проект ориентирован на развитие современных форм взаимодействия субъектов образовательного процесса – учащихся, педагогов, родителей на основе информационных и коммуникационных технологий.
    В основе проекта – идея апробации и внедрения дистанционного обучения:
    •от одностороннего восприятия информации к интерактивному процессу;
    •главное не усвоение информации, а технология деятельности;
    • разумное сочетание очных и дистанционных взаимодействий;
    •увеличение творческой составляющей;
    •ориентация на создание образовательного продукта, на получение результата.
    Главной целью инноваций является использование возможностей информационных технологий, в частности возможности контактов с субъектами образовательного процесса на основе различных информационных сервисов, для индивидуализации образовательного процесса в развивающейся высокотехнологичной информационной среде.
    Индивидуализация в данном случае, понимается, как предоставление возможности в ходе образовательного процесса наиболее полно удовлетворять образовательные, информационные, ресурсные, психологические запросы конкретных субъектов на высокотехнологичной основе в целях обеспечения лучшего качества образования, эффективного взаимодействия семьи и школы, личностного роста учащихся.
    Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) с каждым днем все больше проникают в различные сферы образовательной деятельности. Этому способствуют, как внешние факторы, связанные с повсеместной информатизацией общества и необходимостью соответствующей подготовки специалистов, так и внутренние факторы, связанные с распространением в учебных заведениях современной компьютерной техники и программного обеспечения, принятием государственных и межгосударственных программ информатизации образования, появлением необходимого опыта информатизации у все большего количества педагогов. В большинстве случаев использование средств информатизации оказывает реальное положительное влияние на интенсификацию труда учителей школ, а также на эффективность обучения школьников.
    Инновационный потенциал проекта состоит в его реальности, в способности непосредственно влиять на организацию и обеспечение образовательного процесса, на оптимизацию образовательных технологий самостоятельной и исследовательской деятельности, взаимодействия с родителями, оперативно корректировать образовательный процесс, персонализировать его формы.
    В инновационный процесс вовлекаются:
    Учащиеся первой, второй и третьей ступени обучения ;
    • Родители;
    • Педагоги начальных классов, педагоги-предметники второй и третьей ступеней обучения ;
    • Классные руководители, включая педагогов начальных классов;
    • Администрация ОУ.
    Для реализации самого проекта в ОУ создаётся инновационно -образовательный центр, который будет осуществлять руководство инновационной деятельностью педагогов.
    В рамках реализации проекта предполагается выполнение трёх модулей-подпроектов, направленных на на изучение возможностей индивидуализации образовательного процесса через развитие средств виртуальной коммуникации между его субъектами, на на формирование эффективной системы повышения квалификации педагогического коллектива; расширение информационного пространства в деятельности ОУ для родителей.
    Инновационный проект может быть внедрен в ОУ, реализующих программы среднего полного общего образования, ОУ с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях, гимназиях, имеющих соответствующий его целям уровень информатизации, а по мере совершенствования материально-технической базы может быть использован как в целом, так и в виде модулей в любом ОУ.
    Методологию инновационного проекта на общенаучном уровне составили следующие подходы: системный, деятельностный и информационный.
    Основное назначение системного подхода состояло в целостном видении объекта познания.
    Деятельностный подход в исследовании обеспечивал построение методологических основ, связанных с единством объективного и субъективного в каждом виде деятельности и различных видах взаимодействия "учитель – информационные средства – родитель - ученик”.
    Информационный подход позволил определить информационную среду, информационное обеспечение диалога, осуществить критический анализ существующих информационных технологий, используемых для организации диалога синтезировать их методическое содержание для построения целостной системы адекватной условиям информационно-коммуникативной реальности.
     Методологию на научном уровне составили:
    • методология социально-педагогического проектирования и «выращивания» нового знания непосредственно в процессе реализации проекта, определившая основания для конструирования логики исследования и обоснования этапов проекта;
    • методология оценки качества, позволяющая проектировать изменения системы оценивания образовательных результатов и достижений.
     
    Раздел I. Обоснование необходимости инноваций
    1.Актуальность предлагаемого инновационного проекта для системы образования
    Актуальность предлагаемого инновационного проекта для системы образования определяется следующими факторами:
    1) Развитие высокотехнологичной и информационной среды
    Современное образование функционирует в принципиально новых технологических условиях. Темпы тех перемен, которые происходят сейчас в технологиях, прежде всего в информационных, несопоставимы с происходившими ранее, да и само общество стремительно изменяется под влиянием технологических изменений. Дистанционное обучение при всех плюсах и минусах, о которых неоднократно говорилось педагогической общественностью, становится неотъемлемой частью жизни современного общества, а для современного школьника оно стали совершенно естественной частью школьной жизни. Это та новая реальность, с которой сталкиваются педагогические коллективы и не только в крупных городах.
    В Национальной доктрине образования в Российской Федерации, в Концепции модернизации российского образования информатизация образования освоение информационных технологий рассматриваются как необходимое условие для перехода к новому уровню образования, повышению его качества, как условие подготовки нового человека – человека XXI века.
     
    2)Изменение социального заказа
    Современная школа готовит человека к профессиональной деятельности в условиях информационного общества, в котором требования к работнику отличаются от традиционных. Безусловно, информационное общество по-прежнему будет заинтересовано в профессионалах, исполнительных и добросовестных работниках, но оно же потребует от человека, прежде всего оперативности в использовании нового знания, технологий, готовности к постоянному повышению образовательного уровня, гибкости и расположенности к возможной смене поля профессиональной деятельности. В ближайшие десятилетия появятся десятки профессий, о которых мы пока еще не знаем, и овладевать ими будут те ученики, которые сегодня сидят за партами. Именно новый социальный заказ, выполнение которого становится необходимостью на государственном уровне, подталкивает ОУ к разработке инновационного проекта.
     
    3)Изменение приоритетов в современном образовательном процессе
    В лучших своих образцах образование должно быть ориентировано не столько на передачу знаний, которые постоянно устаревают, сколько на овладение базовыми компетенциями, позволяющими затем – по мере необходимости – приобретать знания самостоятельно. Именно поэтому такое образование должно быть связано с разработкой новых подходов к организации самостоятельной работы более тесно, чем традиционное. Объем информации, которой владеет наша цивилизация, удваивается каждые пять лет. Поэтому помимо освоения знаний не менее важным становится освоение техник, с помощью которых можно получать, перерабатывать и использовать новую информацию. Знания при этом осваиваются применительно к тем умениям, которыми овладевают учащиеся в рамках инновационных образовательных программ.
    Снижение конкурентоспособности традиционных образовательных учреждений, а также недостаточная интеграция учебной работы в классе и самостоятельной работы свидетельствуют о необходимости создания принципиально новых образовательных учреждений, которые будут ориентированы на подготовку кадров, соответствующих потребностям общества в условиях глобальных изменений.
     
    4)Востребованность дистанционного обучения субъектами образовательного процесса для их дальнейшего самоопределения в информационном обществе.
    Ещё 20 лет назад основными инструментами интеллектуального труда были бумага и ручка, 10 лет назад им стал компьютер, а сегодня на лицо тенденция к переносу деятельности в виртуальное пространство. Таким образом, в будущем человек, занимающийся умственной работой, будет пользоваться не заранее установленными в компьютер программами, а интернет - сервисами, которые благодаря все более и более развитому широкополосному доступу в сеть будут давать большие возможности.
    Задача современной школы – подготовить человека к подобному профессиональному общению, заложить основные навыки пользования информационно-коммуникационными технологиями, как рабочим инструментом.
    Это позволит ориентировать детей на восприятие виртуального пространства не как проводника развлечений, а как универсального поставщика знаний и информации, который может быть эффективно использован для самообразования и профессионального совершенствования.
     
    5)Общецивилизационные процессы
    Современное общество заинтересовано в развитии научного потенциала, именно от его уровня в будущем будет зависеть выживание человечества. Создание технологий, направленных на решение ключевых проблем, стоящих перед цивилизацией, требует большого количества не только ученых-исследователей, но и специалистов смежных областей, владеющих навыками исследовательской работы, креативными качествами, способностью самостоятельно принимать решения.
    Образование должно создать условия для выявления и поддержки талантливой молодежи, и именно создание условий для самостоятельной, исследовательской деятельности на базе информационной коммуникации таких детей в ОУ, представляется нам перспективным.
     
    2.Необходимость инноваций в ОУ
    Анализ исследований по проблемам использования ИКТ в образовании, показывает, что решая одни проблемы современного образования, ИКТ по мере внедрения порождают другие, причём проблемы эти не носят только негативного характера, происходит своего рода «борьба хорошего с лучшим».
    Возможности, предоставляемые информационными технологиями таковы, что современные педагоги, встают перед вопросом, как эти возможности грамотно и наиболее эффективно использовать в образовательном процессе. Как сделать так, чтобы реальное взаимодействие, осуществляемое педагогом с классом на уроке, дополненное индивидуальным виртуальным взаимодействием с педагогом вне урока, принесло ребёнку наибольшую пользу, привело к повышению результатов его учебной деятельности, формированию компетенций, востребованных обществом. Как выстраивать отношения школы и родителей в условиях информатизации. Исследования, проведенные в ОУ страны, активно осуществляющих информатизацию, показывают наличие однотипных противоречий:
    1. между потребностью общества в выпускниках, обладающих развитыми навыками самообразования и самостоятельной учебной, в особенности, учебно-исследовательской деятельности на основе цифровых технологий (новое поколение лабораторий) и недостаточной разработанностью вопросов организации самостоятельной работы на базе ИКТ на второй и третьей ступенях обучения;
    2. между потребностью учеников в исследовательской деятельности на основе цифровых технологий и недостаточностью развития информационной инфраструктуры ОУ для организации таких форм деятельности;
    3. между потребностью учащихся в активной коммуникации с учителем на базе ИКТ и индивидуальном внимании в процессе обучения, в формах организации учебной деятельности, позволяющих максимально проявить индивидуальные способности, и недостаточной информационно-технологической подготовленностью преподавателей к такому виду взаимодействия;
     4. между быстрым развитием возможностей ИКТ в организации диалога и недостаточной информированностью и подготовкой учителей к индивидуализации контактов с учащимися на основе социальных сервисов;
    5. между потребностью учащихся и родителей в современных способах оценки достижений и сохраняющейся традиционной системой оценивания.
    6. между растущей потребностью родителей учеников в широкой информированности о содержании и результатах образовательной и воспитательной деятельности, в широком доступе к учебно-методическим материалам и недостаточной подготовленностью педагогов к новым формам взаимодействия с родителями.
    Исследования, проведенные педагогами ОУ в рамках подготовки проекта, также подтверждают наличие данных противоречий. В диаграммах на рис. 1-3 показаны результаты опросов родителей и учащихся, свидетельствующие о наличии потребности в инновационной деятельности ОУ по проблеме организации виртуального диалога, положительном отношении к ней.
    Ранее других вступив на путь информатизации, ОУ раньше столкнулось с проблемами, которые делают данный проект актуальным не только для него, но и для всех ОУ, включенных в данный процесс.
    При разработке проекта педагоги ОУ ориентировались на следующие критерии:
    • массовость (количество учителей, учащихся и родителей, на которых распространяется деятельность проекта);
    • наличие конкретных социальных показателей, характеризующих эффективность деятельности по проекту.
    • инновационность - новизна и современность используемых идей, подходов, технологий;
    • результативность проекта - наличие конечного результата, материального, интеллектуального: печатная продукция, приобретенные компетенции учителями, изменение среды обучения, знания;
    • воспроизводимость и тиражируемость проекта;
    • наличие положительного опыта работы по направлению, по которому представлен проект.
     
    3.Уровень готовности ОУ к реализации инновационного проекта
    ОУ подготовлено к реализации инновационного проекта. Инновационная деятельность в ОУ ведется достаточно давно.
    В основу действующей образовательной программы ОУ с 2006 года положена концепция «Творческое развитие личности в процессе личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании с использованием информационных технологий», неоднократно представляло свой инновационный опыт на разных уровнях.
    В 2007 году ОУ стало победителем конкурса образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы в рамках Приоритетного национального проекта «Образование».
    В ОУ сложился стабильный квалифицированный педагогический коллектив, открытый к инновациям и приветствующий инновационную деятельность. Ученики ОУ являются лидерами олимпиадного движения в районе (за последние 3 года получили 50 дипломов победителей и 53 диплома призеров районных олимпиад и 63 диплома предметных конкурсов). За работу с одаренными детьми ОУ и лидерство в олимпиадном движении ОУ ежегодно отмечается грамотами.
     
    Другие результаты, характеризующие деятельность ОУ за последние три года, в том числе инновационную представлены в Приложении 1.
    Внедрение проекта совершенствования образовательной программы ОУ «Творческое развитие личности в процессе личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании с использованием информационных технологий» должно обеспечить позитивную динамику развития ОУ как открытой инновационной образовательной системы, обеспечивающей качественное образование в современной информационно-образовательной среде.
    Проект разработан рабочей группой, в состав которой были включены представители администрации и учителя ОУ. Общее руководством работой над проектом на всех этапах осуществлялось директором ОУ. Проект был подготовлен при консультативной поддержке специалистов районного отдела образования, районного ресурсного центра, сотрудников ООО «Полимедиа-Воронеж»
     
     
    Раздел II. Цели и задачи инновационного проекта «Творческое развитие личности в процессе личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании с использованием информационных технологий»
    1.Генеральные цели и задачи:
    Генеральная цель инновационного проекта
    - создание благоприятных (опережающих) условий для реализации индивидуализации образовательного процесса в развивающейся высокотехнологичной информационной среде.
    В рамках реализации проекта предстоит решить следующие задачи:
    1. Создать условия для реализации инновационных разработок по использованию ИКТ в организации самостоятельной работы.
    2. Формировать навыки проектных форм деятельности и активизировать проектную деятельность учащихся, которая позволяет максимально проявить индивидуальные способности, попробовать себя в различных видах деятельности.
    3. Организовать использование современных способов оценки достижений для развития индивидуальности и творчества, поддержки одаренных детей.
    4. Создать систему подготовки и переподготовки учителей в области использования ИКТ для индивидуализации самостоятельной работы учащихся, использованию социальных сервисов для организации диалога.
    5. Обеспечить условия включения родителей в информационное пространство ОУ.
    6. Содействовать процессу создания и развития высокотехнологичной информационно-образовательной среды ОУ.
     
    2 Цели и задачи модулей-подпроектов
    В рамках реализации инновационного проекта предполагается выполнение нескольких модулей-подпроектов, направленных на решение вышеперечисленных задач.
    Проект состоит из двух взаимосвязанных модулей:
    Диалог с учеником на базе ИКТ как средство индивидуализации обучения
    Подготовка педагогов к диалогу на базе ИКТ
    В приводимой ниже таблице представлены цели и задачи по каждому модулю:
    Модуль 1
     Диалог с учеником на базе ИКТ как средство
    индивидуализации обучения
    Модуль 2
    Подготовка педагогов
     к диалогу на базе ИКТ
    Модуль 3
    Диалог на базе ИКТ
    с родителями

    Ц Е Л И

    Разработка и внедрение в учебный процесс ОУ системы организации
    самостоятельной и исследовательской работы  на основе диалога
    на базе ИКТ как средства развития
    самостоятельности учащихся и индивидуализации обучения
    Подготовка учителей к использованию ИКТ в организации диалога с учащимися
    и родителями и создание общего алгоритма
     организации подготовки учителя, который может  быть использован в условиях
    формирования  в школах
    высокотехнологичной среды.
    Создание «единого информационного
    педагогического поля семьи и школы»,
    позволяющее педагогическому коллективу
    эффективно организовать учебно-воспитательный  процесс с учетом особенностей
    возрастного периода  в развитии учащихся
    и их индивидуальных особенностей,
    наладить позитивное взаимодействие с родителями на основе диалоговой виртуальной коммуникации.
     
    З а д а ч и
    1. Апробация и внедрение на ряде учебных дисциплин
    технологии организации самостоятельной и исследовательской работы
    в диалоге на базе ИКТ
    2.Разработка нормативной базы самостоятельной и исследовательской работы
    3. Разработка методической базы и информационно-методического обеспечения
    индивидуализации образовательного маршрута
    1.Освоение возможностей социально-информационных сервисов
     для организации индивидуального взаимодействия, поддержки
    и сопровождения ученика в самостоятельной учебной деятельности
    и коммуникации с родителями
    2.Обучение использованию современных способов оценивания на базе ИКТ,
     ориентированных на повышение роли индивидуальных достижений в оценке
     деятельности учащегося
    1. Поиск и апробация форм работы с родителями,
    адекватных условиям формирующейся высокотехнологичной среды
    2.Разработка и апробация системы организации диалога с родителями учащихся
    для учителя-предметника и классного руководителя на базе ИКТ с использованием
     социальных сервисов
    3.Внедрение электронного дневника и разработка системы коммуникации
    с родителями на его основе.
    4.Разработка информационно-методических материалов
    которые будут представлены родителям учащихся на основе персонифицированного доступа.
     
    3 Масштаб реализации проекта
    Масштаб реализации проекта предполагает обновление образовательной программы на этапах начального, основного и среднего образования. В реализации инновационного проекта участвуют учащиеся 1-11 классов, учителя-предметники 2 и 3 ступени и классные руководители, включая начальные классы.
    Реализация инновационного проекта «Творческое развитие личности в процессе личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании с использованием информационных технологий» будет стимулировать деятельность педагогического коллектива в направлении совершенствования образовательной программы ОУ в целом.
    Целевые установки ОУ переводятся на уровень компетентностного подхода, в рамках которого на основе системы знаний, умений и навыков учащийся будет готов к решению класса типовых и нетиповых задач в различных предметных областях.
    Выбор образовательного маршрута изменяется в направлении увеличения гибкости в выборе возможного маршрута обучения с учетом индивидуальных особенностей, потребностей и предпочтений обучающихся, возможности индивидуализировать образовательный маршрут за счет виртуальной составляющей.
    Учебный план – совершенствование и корректировка тематического планирования с учетом вынесения ряда тем основных учебных предметов на самостоятельную работу учащихся при поддержке и сопровождении со стороны педагогов.
    Диагностика и психолого-педагогическое сопровождение – расширение коммуникационного поля взаимодействия участников образовательного процесса. Создание системы диагностики самообразовательной деятельности и виртуальной коммуникации.
    Педагогические технологии – внедрение технологий дистанционного обучения.
    Внеурочная предметная деятельность – дистанционное обучение и развитие самостоятельных форм внеурочной предметной деятельности
    Воспитательная работа – использование виртуальных форм взаимодействия школы и родителей.
    Формы аттестации – переход от компьютерного банка данных к системе индивидуальных электронных портфолио.
    Инновации неизбежно затронут управленческую деятельность в плане совершенствования механизмов привлечения учителей к участию в инновационной деятельности.
    Инновационный проект может быть внедрен в ОУ, реализующих программы среднего полного общего образования, ОУ с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях, гимназиях, имеющих соответствующий его целям уровень информатизации, а по мере совершенствования материально-технической базы в любом ОУ может быть использован как в целом, так и в виде модулей.
     
    Раздел III. Основные этапы реализации инновационного проекта в 2012/2013 году
     
    1. Этапы реализации модулей подпроектов.
    Продолжительность проекта: с учетом готовности ОУ к его реализации и быстрого развития коммуникационных технологий, не более полутора-двух лет, в то же время проект естественным образом будет пролонгироваться в связи с появлением новых технологических инструментов. Ниже представлены этапы реализации инновационного проекта в 2012/2013 году. В реализации каждого модуля также выделены 4 основных этапа:
    Первый этап – ознакомительный; на этом этапе субъекты инновационной деятельности будут ознакомлены с техническими, психологическими, философскими аспектами предстоящих изменений.
    Главная задача этого этапа – повысить уровень готовности учащихся, педагогов, родителей к предстоящей деятельности.
    Второй этап – подготовительный; на этом этапе осуществляется разработка и подготовка материалов, которые будут использованы в процессе реализации инновационного проекта.
    Третий этап – апробация и внедрение; самый продолжительный этап проекта, когда апробируются подготовленные для организации виртуального с субъектами проекта материалы, а также осуществляется промежуточная диагностика, мониторинг хода проекта. С учетом его результатов корректируются содержание, формы и методы работы. Расширяется поле инноваций.
    Четвертый этап – диагностический и аналитический;  ( читать далее)
    Форма входа
    Привет: Гость

    Гость, мы рады вас видеть. Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!
    Поиск
    Календарь
    Праздники сегодня
    Погода
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0


    © 2009